«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Закон РФ «Об образовании» гласит, «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Понимание термина «качество образования» — одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.
Совершенно очевидно, что качеством образования занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и преподаватели. Каждый участник образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и др.) заинтересован в обеспечении качества образования.
От чего зависит качество образования:
- от качества образовательной программы;
от качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
от качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
от качества применяемых образовательных технологий;
от качества управления образовательными системами и процессами в образовании.
Все мы сетуем на то, что к нам приходят «слабые» по знаниям ребята, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего учащегося своя причина, но в то же время есть и общие причины. Даже самые опытные из преподавателей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.
Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей психологии, являются: дефекты здоровья учащихся, психолого-педагогические элементы поведения и т.д.
К числу внешних относят такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях) и др.
Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе деятельности педагогического коллектива.
Необходимо понимать:
- Что качество знаний зависит от организации учебного процесса на уроке. Если рассматривать организацию образовательного процесса на уровне учебного заведения, то она сводится к обеспечению этой деятельности учебным планом, расписанием уроков и контролю за процессом обучения на уроках. А качество знаний формируется непосредственно на уроке и определяется целостностью структуры урока, эффективностью использованных приемов и педагогических технологий, рациональной системой оценки знаний обучающихся, неуклонным соблюдением единых педагогических требований к их дисциплинированности.
- Что преподаватель, мастер производственного обучения – главный источник качества обучения, развития и воспитания учащегося. Несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, именно повышение компетентности, профессионализма учителя — одно из важнейших условий повышения качества образования. Неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность.
- Что личностное развитие педагога и учащегося, создание в коллективе благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку. Качество образования достигается интеграцией действий, комплексностью усилий всего коллектива.
Развитие личности — приоритетная задача образования. Поэтому особую важность также приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.
Сущность деятельностного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный метод является универсальным.
Человек в современном обществе должен не столько уметь, что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать и уметь применять эти знания. ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
— знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
— реализация установок здорового образа жизни;
— сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам.
Предметные результаты — система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
Сегодня в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, следует отдавать предпочтение информационным технологиям. Это направление в педагогической деятельности, требует информационной компетентности и особой подготовки. Эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения предмета становится интереснее для учащихся.
Также нельзя не отметить значимость электронных образовательных ресурсов. Они обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы.
Российское образование в настоящее время, в соответствии с ФГОС, требует отношения к обучающимся как к объекту педагогического воздействия. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе реализации адаптированной образовательной программы, способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Системно — деятельностный подход позволяет, соответственно, получить основные результаты обучения и воспитания как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучающегося.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д.
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост: творческого потенциала, взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, познавательных мотивов.
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Данный подход успешно реализуется благодаря принципам развивающего обучения, направленного на становление и совершенствование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, познавательной, социальной, личностной.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любой учебной дисциплине. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
В проектировании образовательного процесса учитываются результаты обучения и воспитания, представленные в виде ключевых компетенций и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.
Реализация системно-деятельностного подхода требует соблюдения условий:
— наличия у обучающихся познавательного мотива и конкретной учебной цели;
— выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
— выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
— формирование у обучающихся умения контролировать свои учебные действия;
— включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Задачей преподавателя – направить исследовательскую активность обучающегося таким образом, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы занятия (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. Учет индивидуальных (психофизических, в том числе) возможностей обучающихся предполагает подбор и авторскую разработку педагогам интересных и увлекательных заданий, выполняя которые обучающиеся учатся целеполаганию, самостоятельной постановке проблемы, открытию новых знаний в ходе мини-исследования, творческому характеру деятельности, решению познавательных задач в ситуации неопределенности.
В связи с этим выделим технологии реализации системно-деятельностного подхода:
информационные и коммуникативные технологии;
технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
технология, основанная на реализации проектной деятельности;
технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации:
— учебные ситуации с элементами игровой деятельности (соревнование, сюжетные, ролевые),
— учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности (готовим праздник, делаем подарки, буклеты, сувениры и др.)
Если сравнить взгляды на результаты обучения, то мы видим, что при традиционном обучении основной задачей учебного заведения является хорошие прочные знания, а при системно-деятельностном подходе — хорошие прочные знания + развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности.
Критерии результативности занятия в контексте системно-деятельностного подхода:
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к обучающемуся.
Преподаватель систематически обучает обучающихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
Преподаватель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.
Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески.
Преподаватель на занятиях ставит задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы, включая дифференцированную технологию обучения.
Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую обучающимся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На занятии осуществляется глубокое личностное воздействие «преподаватель – обучающихся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.), когда занятие приобретает характер события, избавленного от формализма и готового, универсального результата.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
Универсальные учебные действия — главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении, о котором сегодня идет речь.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия – это умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия, те, о которых мы говорим очень часто, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход. Это переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, а также придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Обратимся к структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
— какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
— учитель создает проблемную ситуацию;
— ученик принимает проблемную ситуацию;
— вместе выявляют проблему;
— учитель управляет поисковой деятельностью;
— ученик осуществляет самостоятельный поиск;
— обсуждение результатов.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости процессом. Учитель и ученик являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них зависит успех обучения.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
В последнее время мы наблюдаем снижение интереса к обучению у учащихся. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от учащихся специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить.
Ещё одна важная причина нежелания учиться – монотонность и однообразие занятий, отсутствие изменений событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время сидеть и почти не говорить. Всё это делает школьную жизнь нудной и невесёлой.
Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Самостоятельная работа учащихся т.е. их работа в отсутствии учителя или по крайней мере без обращения к его помощи в течении какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогично функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.
Использование различных технологий организации обучения
Коллективный способ обучения:
Коллективная форма организации занятий требует перестройки работы учителя и учащегося: нужно научить работать в парах т.е. по очереди со всеми, вести учет, планировать свое работу и работу класса управлять деятельностью школьников, формулировать педагогическое мастерство учащихся.
Проведение уроков в нестандартной форме
- Урок-дискуссия
- Урок-консультация
- Интегрированный урок
- Театрализованный урок
- Урок-соревнование
- Урок с дидактической игрой
- Урок — деловая игра
- Урок — ролевая игра
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего — это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.