«Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа No 11»
Версия для слабовидящих
Краевое государственное
казенное общеобразовательное
учреждение
+7 (39146) 2-16-23
kvsoch112008@yandex.ru
Заказать звонок
  • Главная
  • Новости
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Обеспечение и оснащенность
  • Документы
    • Учредительные документы КГКОУ КВСОШ № 11
Меню
  • Главная
  • Новости
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Обеспечение и оснащенность
  • Документы
    • Учредительные документы КГКОУ КВСОШ № 11

Главная / Без рубрики / Педагогический лекторий учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся как средство формирования и развития их универсальных учебных действий ООП СОО

Основные разделы
Новости
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Учредительные документы КГКОУ КВСОШ № 11
Локальные акты
Учебная деятельность
Методическая работа
Воспитывающая деятельность
Общие вопросы
Образование
Аннотации к рабочим программам
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Сведения о курсах повышения квалификации
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Учительская
Аминова А.Р.
Семинар классных руководителей: "Перспективы воспитательной работы в 2020-2021 учебном году, включая организацию работы элективных курсов"
Проектная работа в рамках проведения метапредметной недели на тему «Современные проблемы экологии» «Экологический решебник»
Грамоты, дипломы
Вологжанина И.А.
Методический семинар: «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся»
Семинар: «Выбор направлений мониторинга воспитывающей деятельности в Норильском филиале при ИК-15»
Рефлексия в проектной деятельности как средство развития комплекса универсальных учебных действий.
Классный час "О той кто жизнь нам дарит и тепло...(Международный женский день)"
Классный час "Отчизны верные сыны(День Защитника Отечества)"
Грамоты и дипломы
Классные часы
Экологические проблемы современности (день рождения всемирной экологической организации ГРИНПИС) СКАЧАТЬ
Семинар Особенности мониторинга воспитывающей деятельности в образовательной организации при исправительном учреждении СКАЧАТЬ
Педагогический лекторий учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся как средство формирования и развития их универсальных учебных действий ООП СОО
Урок Wellness Lifestyle.What is it?
Методический семинар: «Развитие универсальных учебных действий обучающихся СОО с учетом специфики контингента школы при колонии»
ПРОЕКТ по английскому языку «ENDANGERED ANIMALS»
Лифиренко М.Ю.
Сценарии мероприятий
Творчество учеников
К уроку
Мусиенко Е.М.
Классный час "Совесть - это болезнь или главный лекарь?"
Классный час "ЗОЖ (Международный день отказа от курения)"
Семинар Формирование проектно исследовательской компетентности через урочную и внеурочную деятельность учащихся СКАЧАТЬ
Фролов А.Ю.
Классный час "Совесть- это болезнь или главный лекарь?"
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ 206-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Урок «Принципы русской орфографии»
Уксусов А.И.
Сценарии
Дипломы, грамоты
Токарев Ю.П.
Классный час "День Космонавтики"
Классный час "Совесть- это болезнь или главный лекарь?"
Классный час "Отчизны верные сыны (День Защитника Отечества)"
Методический семинар: "Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы". СКАЧАТЬ
Живноводенко Е.А.
Ильиных Д.Ю.
Лаврентьев Д.В.
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
Педагогический лекторий "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования"
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Урок "Экологические проблемы человечества"
Кирилова Г.Х.
Доклад на семинар «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно- деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Классный час "День космонавтики"
Классный час "Компромисс- показатель слабости или силы?"
Классный час "Совесть - это болезнь или главный лекарь?"
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
Урок по родному языку "Культура речи"
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ» ЛЕКЦИЯ«ЧЕРНОЕ НЕБО»
Итоговая аттестация
2022-2023 учебный год
Промежуточная аттестация
Информационная безопасность
Локальные акты
Нормативное регулирование
Педагогам
Ученикам
Воспитательная работа
Сценарии мероприятий
2020-2021 учебный год
День Матери 2019
Новый год 2020
Доступная среда
Выставки. Проекты
Сценарии
Международное сотрудничество
Охрана и укрепление здоровья обучающихся
Деятельность филиала
Отчетность филиала
Информационно-аналитическая по ВСОКО
Наши достижения
В Норильском филиале прошли ежегодные соревнования по настольному теннису!
Участники межрегионального семинара
Платные образовательные услуги
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Финансово-хозяйственная деятельность
Информационно-образовательные ресурсы
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор)
Вакантные места для приема (перевода)
«Сообщения»
Госуслуги
Решаем вместе
Есть вопрос?
«Общественное голосование»

Педагогический лекторий учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся как средство формирования и развития их универсальных учебных действий ООП СОО

Педагогический лекторий учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся как средство формирования и развития их универсальных учебных действий ООП СОО СКАЧАТЬ

 

Лекторий.

Тема:

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся

как средство формирования и развития

их универсальных учебных действий (ООП СОО)»

 

Норильский филиал КГКОУ КВСОШ №11

Учитель английского языка

Вологжанина И.А.

 

Старшая школа — особый этап в жизни обучающихся, связанный с наиболее выраженным переходом на ступени среднего (полного) общего образования к практической реализации провозглашенного в ходе модернизации образования принципа вариативности образования, раскрывающего реальную возможность выбора каждым обучающимся собственного пути развития на основе жизненных ценностей, мотивов и интересов, личностных особенностей.

С переходом на этой ступени общего образования к системе, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, и являющейся основой построения обучающимися индивидуальной образовательной траектории, что, в свою очередь, ставит выпускника школы перед необходимостью осуществления ответственного выбора в отношении будущей профессии и статуса в обществе.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в  старшей  школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

  • Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами.

Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности   учащихся  в  предметной области  определѐнных   учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

  • Учебно — исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,  учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

  • Организация учебно — исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

    

Учебно — исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи учебно — исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру проектной и учебно — исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ  актуальности проводимого исследования,  целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование;
  • определение последовательности  и  сроков работ;
  • проведение проектных  работ  или  исследования;
  • оформление  результатов  работ  в  соответствии  с  замыслом проекта  или  целями  исследования;
  • представление результатов  в  соответствующем  использованию виде;
  • компетентность в  выбранной сфере  исследования,  творческую активность, собранность, аккуратность, высокую мотивацию

   

Итогами проектной и учебно — исследовательской деятельности следует считать –

  1. Не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

2.Формирование умения сотрудничать в  коллективе и самостоятельно работать.

3.Уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

 

Специфические черты (различия) проектной и учебно- исследовательской деятельности.

 

Проектная деятельность Учебно – исследовательская деятельность

 

—  Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определѐнными свойствами и  необходимого  для конкретного использования.

—  Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесѐн со всеми характеристиками  сформулированными в его замысле.

 

—  В ходе исследования организуется поиск в какой то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

—  Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для  решения этой проблемы ) и  последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 

 

      Важнейшим приоритетом   образования  в старшей школе становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Программа развития универсальных учебных действий (далее – Программа развития УУД) является организационно-методической основой для реализации требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО).

      Требования включают:

– освоение межпредметных понятий (например, система, модель, проблема, анализ, синтез, факт, закономерность, феномен и т.п.) и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

– способность их использования в познавательной и социальной практике;

– самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

– способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение

навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.

      Программа развития УУД направлена на

-повышение эффективности освоения обучающимися ООП СОО, а также усвоения знаний и учебных действий;

-формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

-формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

      Программа развития УУД обеспечивает:

— развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

— формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы

значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

— формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;

— решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

— повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,

формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;

— создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;

— формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно- практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;

— практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;

— возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;

— подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной

деятельности.

Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта,

отражающие его специфику:

  1. Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).
  2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).
  3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).
  4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные,

регулятивные УУД).

  1. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).
  2. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).
  3. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).
  4. Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

      

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1.Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

  • Регулятивные действия – целеполагание.
  • Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  1. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
  • Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
  • Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
  • Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  1. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
  • Регулятивные действия — саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
  • Познавательные действия — структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
  • Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  1. Презентация результатов.
  • Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

 

Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности

обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

— о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

— о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность

гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

— о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в

естественных науках;

— об истории науки;

— о новейших разработках в области науки и технологий;

— о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и

исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

— о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах

исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.)

Обучающийся сможет:

— решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

— использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

— использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

— использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

— использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

    

С точки зрения формирования УУД, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

 

— формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

— восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

— отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

— оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

— находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

— вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

— самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

— адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

— адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он

повлечет в жизни других людей, сообществ);

— адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть

возможные варианты применения результатов.

 

Лист оценки  проекта/исследования

       

УУД Критерий Показатель Баллы
личностные

результаты

актуальность и

значимость

Проект актуален не только для ученика, но и для разных социальных групп. Обучающийся прогнозирует последствия реализации проекта /исследования и обосновывает его значимость 1 — 2 — 3
предметные

результаты

содержание Содержание проекта выходит за рамки

стандартизированного предметного,

обучающийся демонстрирует свободное

владение содержанием и способами деятельности

1 — 2 — 3
Метапредметные

результаты:

познавательные УУД

Самостоятель

ное

приобретение знаний

Обучающийся демонстрирует умение

самостоятельно осваивать новые знания и

способы деятельности, использовать

различные источники информации, свободное владение логическими операциями; использует в работе модельно-схематические средства

1 — 2 — 3
решение проблем проблема/ гипотеза сформулирована,

проектный продукт обеспечивает решение

проблемы/ результат исследования

подтверждает гипотезу, ход действий по

решению проблемы/доказательству гипотезы представлен полно, выводы обоснованы

1 — 2 — 3
Метапредметные

результаты:

регулятивные УУД

постановка цели и задач Обучающийся самостоятельно сформулировал цель и задачи, определил критерии, по которым оценивается достижение цели 1 — 2 — 3
планирование, выбор

и коррекция способов

действий, оценка и

использование ресурсов

Представленный план деятельности и выбор способов действий обеспечивают полное достижение цели, обучающийся осуществляет самостоятельный поиск материальных и

нематериальных ресурсов, корректирует свою деятельность в случае затруднений

1 — 2 — 3
Метапредметные

результаты:

коммуникативные УУД

публичное

представление

проекта/

исследования

Содержание всех элементов выступления

выстроено логично, не содержит отступлений от темы и даёт представление о проекте/исследовании. Презентационные

материалы и устная речь обучающегося не

содержат ошибок. Выступление лаконично и соответствует установленному регламенту (5-7 минут)

1 — 2 — 3
  ответы на вопросы Обучающийся проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и

развернуто обосновывает свою

точку зрения. Адекватно реагирует на

критику, сохраняя способность вести дискуссию

1 — 2 — 3
  Целесообразность и эффек тивность

использования ИКТ

Обучающийся выбирает используемые

средства ИКТ целесообразно и в

соответствиями с требованиями

эргономики, техники безопасности,

гигиены, ресурсосбережения,

правовых и этических норм, норм

информационной безопасности.

1 — 2 — 3
Итого количество баллов за защиту проекта
Максимальное количество баллов за защиту проекта 27

 

Каждый критерий оценивается экспертной комиссией в баллах по степени выраженности показателя:

0 баллов – показатель не выражен;

1 балл – показатель выражен частично;

2 балла – показатель выражен полно.

Максимальный балл — 27.

Экспертная комиссия устанавливает уровень реализации проекта/исследования: базовый -14 — 21 баллов, повышенный – 22 — 27 баллов. В случае, если проект/исследование выполнены на уровне ниже базового, экспертная комиссия даёт рекомендации по доработке проекта/исследования и подготовке к повторной защите.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат о среднем  (полном)  общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

 

Используемая  литература

  1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (из примерной ООП ООО)
  2. «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся на ступени основного общего образования» Составители: Глухих О.Н., учитель математики , Архипова О.П., учитель русского языка и литературы. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новохоперская гимназия № 1»
  3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.
  4. А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» — 2003г. с.58-64.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
Оставьте Ваши данные и мы Вам ПЕРЕЗВОНИМ!!!
Нажимая кнопку, вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных
«Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа No 11»
Copyright © Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа No 112023
+7 (39146) 2-16-23
Разработка сайта - WebWolf
Оставьте Ваши данные и мы Вам ПЕРЕЗВОНИМ!!!
Нажимая кнопку, вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных