Лекторий.
Тема:
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
как средство формирования и развития
их универсальных учебных действий (ООП СОО)»
Норильский филиал КГКОУ КВСОШ №11
Учитель английского языка
Вологжанина И.А.
Старшая школа — особый этап в жизни обучающихся, связанный с наиболее выраженным переходом на ступени среднего (полного) общего образования к практической реализации провозглашенного в ходе модернизации образования принципа вариативности образования, раскрывающего реальную возможность выбора каждым обучающимся собственного пути развития на основе жизненных ценностей, мотивов и интересов, личностных особенностей.
С переходом на этой ступени общего образования к системе, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, и являющейся основой построения обучающимися индивидуальной образовательной траектории, что, в свою очередь, ставит выпускника школы перед необходимостью осуществления ответственного выбора в отношении будущей профессии и статуса в обществе.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в старшей школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
- Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами.
Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определѐнных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
- Учебно — исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.
Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- Организация учебно — исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Учебно — исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
- практически значимые цели и задачи учебно — исследовательской и проектной деятельности;
- структуру проектной и учебно — исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования, целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование;
- определение последовательности и сроков работ;
- проведение проектных работ или исследования;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
- представление результатов в соответствующем использованию виде;
- компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, высокую мотивацию
Итогами проектной и учебно — исследовательской деятельности следует считать –
- Не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
2.Формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
3.Уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно- исследовательской деятельности.
Проектная деятельность | Учебно – исследовательская деятельность
|
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определѐнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесѐн со всеми характеристиками сформулированными в его замысле.
|
В ходе исследования организуется поиск в какой то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы ) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
|
Важнейшим приоритетом образования в старшей школе становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Программа развития универсальных учебных действий (далее – Программа развития УУД) является организационно-методической основой для реализации требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО).
Требования включают:
– освоение межпредметных понятий (например, система, модель, проблема, анализ, синтез, факт, закономерность, феномен и т.п.) и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
– способность их использования в познавательной и социальной практике;
– самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
– способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа развития УУД направлена на
-повышение эффективности освоения обучающимися ООП СОО, а также усвоения знаний и учебных действий;
-формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
-формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа развития УУД обеспечивает:
— развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
— формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы
значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
— формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
— решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
— повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,
формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;
— создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
— формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно- практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
— практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
— возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
— подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной
деятельности.
Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта,
отражающие его специфику:
- Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).
- Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).
- Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).
- Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные,
регулятивные УУД).
- Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).
- Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).
- Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).
- Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1.Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.
- Регулятивные действия – целеполагание.
- Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
- Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
- Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
- Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
- Регулятивные действия — саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
- Познавательные действия — структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
- Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Презентация результатов.
- Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.
Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
— о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
— о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
— о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
— об истории науки;
— о новейших разработках в области науки и технологий;
— о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
— о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.)
Обучающийся сможет:
— решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
— использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
— использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
— использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
— использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования УУД, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
— формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
— восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
— отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
— оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
— находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
— вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
— самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
— адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
— адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
— адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Лист оценки проекта/исследования
УУД | Критерий | Показатель | Баллы |
личностные
результаты |
актуальность и
значимость |
Проект актуален не только для ученика, но и для разных социальных групп. Обучающийся прогнозирует последствия реализации проекта /исследования и обосновывает его значимость | 1 — 2 — 3 |
предметные
результаты |
содержание | Содержание проекта выходит за рамки
стандартизированного предметного, обучающийся демонстрирует свободное владение содержанием и способами деятельности |
1 — 2 — 3 |
Метапредметные
результаты: познавательные УУД |
Самостоятель
ное приобретение знаний |
Обучающийся демонстрирует умение
самостоятельно осваивать новые знания и способы деятельности, использовать различные источники информации, свободное владение логическими операциями; использует в работе модельно-схематические средства |
1 — 2 — 3 |
решение проблем | проблема/ гипотеза сформулирована,
проектный продукт обеспечивает решение проблемы/ результат исследования подтверждает гипотезу, ход действий по решению проблемы/доказательству гипотезы представлен полно, выводы обоснованы |
1 — 2 — 3 | |
Метапредметные
результаты: регулятивные УУД |
постановка цели и задач | Обучающийся самостоятельно сформулировал цель и задачи, определил критерии, по которым оценивается достижение цели | 1 — 2 — 3 |
планирование, выбор
и коррекция способов действий, оценка и использование ресурсов |
Представленный план деятельности и выбор способов действий обеспечивают полное достижение цели, обучающийся осуществляет самостоятельный поиск материальных и
нематериальных ресурсов, корректирует свою деятельность в случае затруднений |
1 — 2 — 3 | |
Метапредметные
результаты: коммуникативные УУД |
публичное
представление проекта/ исследования |
Содержание всех элементов выступления
выстроено логично, не содержит отступлений от темы и даёт представление о проекте/исследовании. Презентационные материалы и устная речь обучающегося не содержат ошибок. Выступление лаконично и соответствует установленному регламенту (5-7 минут) |
1 — 2 — 3 |
ответы на вопросы | Обучающийся проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и
развернуто обосновывает свою точку зрения. Адекватно реагирует на критику, сохраняя способность вести дискуссию |
1 — 2 — 3 | |
Целесообразность и эффек тивность
использования ИКТ |
Обучающийся выбирает используемые
средства ИКТ целесообразно и в соответствиями с требованиями эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. |
1 — 2 — 3 | |
Итого количество баллов за защиту проекта | |||
Максимальное количество баллов за защиту проекта | 27 |
Каждый критерий оценивается экспертной комиссией в баллах по степени выраженности показателя:
0 баллов – показатель не выражен;
1 балл – показатель выражен частично;
2 балла – показатель выражен полно.
Максимальный балл — 27.
Экспертная комиссия устанавливает уровень реализации проекта/исследования: базовый -14 — 21 баллов, повышенный – 22 — 27 баллов. В случае, если проект/исследование выполнены на уровне ниже базового, экспертная комиссия даёт рекомендации по доработке проекта/исследования и подготовке к повторной защите.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат о среднем (полном) общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Используемая литература
- Учебно-исследовательская и проектная деятельность (из примерной ООП ООО)
- «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся на ступени основного общего образования» Составители: Глухих О.Н., учитель математики , Архипова О.П., учитель русского языка и литературы. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новохоперская гимназия № 1»
- Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.
- А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» — 2003г. с.58-64.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.