Семинар
Перспективы воспитательной работы в 2020-2021 учебном году, включая организацию работы элективных курсов.
Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,
если на 10 лет вперёд — сажай лес,
если же на 100 лет — воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления:
Живем в эпоху нано — технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта привело к изменению взглядов на воспитательную работу.
Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни.
Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Школа и семья – это союзники, а не конкуренты. Они должны идти навстречу друг другу. Семья – воспитывает и учит. Школа – учит и воспитывает. Включать семью не столько в обсуждение профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом.
Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами (Федеральный Закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приказ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа воспитания и социализации учащихся, Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности), главным из которых является Программа воспитания и социализации учащихся образовательного учреждения, включает содержание и методы воспитания школьников, управление и результативность воспитательной деятельности и определяет главные цели:
- Создание условий для гармоничного развития личности.
- Воспитание человека с активной жизненной позицией.
и Задачи:
- Формировать у учащихся систему ценностных ориентаций.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Способствовать решению проблем социализации обучающихся.
- Использовать разнообразные виды творческой деятельности учащихся.
- Проводить диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.
Цель новых стандартов в воспитательной сфере – социализация поколения. Воспитание теперь рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовных ценностей обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся была
разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных
событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы воспитания и социализации:
- Воспитание социально-активной личности.
- Профориентационная работа.
- Проектная деятельность.
Следовательно, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России – цель современного образовательного учреждения.
Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».
Примерная программа воспитания и социализации учащихся представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель Программы — последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.
Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями.
В процессе воспитания создаются условия для формирования у обучающихся мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Важно стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся.
При этом образовательная организация должна обеспечить условия для реализации разработанной собственной программы, для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским, семейным и общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Российской Федерации и ориентировать образовательный процесс в образовательной организации на воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуется обеспечить взаимодействие многих социальных субъектов: общеобразовательных организаций, семьи, общественных организаций, общественных движений, организаций дополнительного образования, культуры и спорта.
Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой образовательной организации, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся.
В качестве основы для разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся может быть использована «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование», которая содержит шесть разделов.
Первые два — «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» воспроизводят соответствующие разделы, ориентируя их содержание в рамках ступени начального общего образования.
Третий раздел — «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы»:
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;
— воспитание нравственных чувств и этического сознания;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
— формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни; -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание).
Четвертый раздел — «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» — включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации обучающихся, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). Общие задачи воспитания и социализации обучающихся конкретизируются с учетом возраста и систематизируются по основным направлениям, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий.
Пятый раздел — «Совместная деятельность школы и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» формулирует и раскрывает основные условия, задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры, взаимодействия образовательной организации с общественными и религиозными организациями.
Шестой раздел — «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся по каждому из направлений воспитания и социализации.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(портрет выпускника основной школы):
-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей;
-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и других институтов общества.
Программа должна обеспечить:
-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;
-принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, литература, природа;
-приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;
-формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
Программа должна содержать:
- Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач.
- Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы.
- Направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).
- Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.
- Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся — это одна из возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.
Самоуправление в образовательной организации (или в отдельном классе) воспитывает такие качества: ответственность, объективную самооценку, дисциплину, умение подчиняться и руководить. Самоуправление требует обязательного взаимодействия обучающихся и педагогов.
Воспитательная система — это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни обучающихся. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться — один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
В Концепции духовно-нравственного воспитания учащихся также дан перечень базовых национальных ценностей, который является обязательным.
Базовые национальные ценности – система ценностей, на основе которых возможна духовно — нравственная консолидация многонационального народа РФ.
Базовыми национальными ценностями российского общества (из Концепции) являются:
— Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
— Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
— Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
— Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);
— Здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни);
— Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);
— Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
— Традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога);
— Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
— Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание);
— Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов).
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу и
реализуется через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Какие же виды внеурочной (внеучебной) деятельности существуют?
— игровая;
— познавательная;
— проблемно-ценностное общение;
— досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
— художественное творчество;
— социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
— трудовая (производственная) деятельность;
— спортивно-оздоровительная деятельность;
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное.
Воспитательная система школы имеет следующую структуру:
- раскрытие личности (1 – 4 классы);
- развитие личности (5 – 8 классы);
- становление и самоактуализация личности ( 9 – 11 классы).
И включает следующие компоненты:
- цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;
- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
- субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
- отношения, рождающиеся в деятельности и общении;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
К чему же мы стремимся и к чему мы придем?
Ожидаемые результаты
- Рост общей активности обучающихся при проведении школьных дел.
- Повышение познавательного интереса у учащихся.
- Повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
- Осознанный выбор профессии.
- Повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (отсутствие конфликтных ситуаций, укрепление сотрудничества учителей).
- Осознанное отношение к своему здоровью (уменьшение числа курящих школьников, рост числа участников образовательного процесса, занимающихся спортом).
- Позитивное отношение к созданию и сохранению семьи.
- Проявление гражданской позиции по отношению к окружающей среде.
Таким образом, основная цель внедрения ФГОС — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
И в заключении я предлагаю вам составить синквейн к слову Воспитание.
- первая строка содержит одно слово из любого количество слогов – термин, фамилия, понятие;
- вторая строка содержит два слова – определение предмета, темы стихотворения;
- третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова синквейна;
- четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна;
- пятая строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Приложение № 1
Приложение № 2.
* Таблица – для классов, реализующих новый ФГОС
Результаты воспитательной работы
Направления духовно-нравственного развития и воспитания | Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом | Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у обучающихся социально приемлемых моделей поведения |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | |||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | |||
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | |||
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: | |||
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | |||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
Развитие коллектива.
(Поставьте точку ближе к качеству, которое наиболее характерно для коллектива класса. Соединив точки, получаем гистограмму, отражающую основные характеристики класса)
Возникают группы по деловым интересам | Возникают группы отрицательного характера | |
Учащиеся защищают друг друга | Учащиеся конфликтуют | |
Учащиеся болеют ли за свой коллектив, переживают за неудачи своего класса | Равнодушны к делам, достижениям и неудачам коллектива | |
При проведения общешкольных мероприятий стараются держаться вместе | При проведения общешкольных мероприятий стараются держаться разобщенно | |
Умеют сами организовываться для выполнения коллективных мероприятий | Постоянно нуждаются в контроле и руководящей роли педагога | |
Умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга | Не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга | |
Подчиняются распоряжениям уполномоченных лиц | Отказываются подчиняются распоряжениям уполномоченных лиц | |
В классе есть актив, он пользуется авторитетом. | В классе актива, нет, все дела организует классный руководитель. | |
Отношения между учащимися уважительные, толерантные | Отношения между учащимися уважительные, толерантные | |
Участие в общешкольных делах активное | Участие в общешкольных делах активное |
Выводы.
- Уровень развития класса как коллектива (низкий, средний, высокий).
- Задачи дальнейшего развития коллектива.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пути дальнейшего развития коллектива
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________