Норильский филиал КГКОУ
«Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11»
Семинар:
«Выбор направлений мониторинга воспитывающей деятельности в Норильском филиале при ИК-15»
Вологжанина И.А.
Учитель английского языка
Цель: повысить профессиональную компетентность педагога в проведении мониторингов воспитывающей деятельности в образовательной организации при исправительном учреждении.
Задачи:
— познакомить педагогов с предметом мониторинга и механизмами его проведения;
— познакомить педагогов с вариантами диагностик для проведения мониторингов;
— способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки по вопросу проведения мониторингов;
— активизировать знания педагогов по данной теме;
— формировать творческий подход в работе с обучающимися.
Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.
Основными средствами исправления в УИК РФ определены: «…установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие».
Среди названных средств исправления особое место занимает образовательная деятельность, которая представлена всеми видами образования: формальным (получение осужденными общего образования, профессиональное обучение), неформальным и информальным (осуществляемых в процессе воспитательной работы, общественного воздействия, внеклассных мероприятий, работы библиотеки, самообразования и т. д.).
В пенитенциарной науке предложен вывод о том, что участие осужденных в образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению их субъектной позиции как в познании самих себя, так и в позитивном преобразовании и себя, и окружающего мира.
Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Воспитательная работа в основном носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации. Наоборот, администрации исправительных учреждений, особенно сотрудникам воспитательной и психологической службы, начальникам отрядов предоставляется возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима наказания.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны.
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и педагогов пенитенциарного учреждения учета специфических принципов:
— принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, «проектируемом» результате педагогической деятельности.
— принцип соответствия цели средствам, формам и методам воспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Последняя всегда предусматривает использование наиболее оптимального педагогического инструментария, который позволил бы в соответствующих условиях конкретным воспитателям добиться перевоспитания каждого осужденного.
— принцип связи процесса перевоспитания осужденного с окружающей жизнью. Сущность его заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни.
— принцип активности осужденного в общественно полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности.
-принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) осужденных. Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно.
— принцип опоры на положительное в личности. В воспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное.
— принцип дифференцированного и индивидуального подхода в процессе. Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым, индивидуально-психологическим особенностям, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности.
— принцип комплексного подхода. Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.
В общей педагогике гражданское воспитание является одним из основных направлений и задач педагогической деятельности. В пенитенциарной педагогике оно становится целью целостного и комплексного перевоспитания. Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в ИУ:
- Правовое воспитание осужденных
- Нравственное воспитание осужденных
- Трудовое воспитание осужденных
- Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных
- Эстетическое воспитание
- Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных
Работа с заключенными требует от педагога достаточной гибкости, своевременного анализа эффективности педагогической деятельности на каждом этапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной деятельности.
В связи с этим, и определяется роль педагога в ИУ:
— определение особенностей характера осужденного;
— сопровождение на весь период срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;
— выявление своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспитательных возможностей;
— соединение педагогического опыта администрации и воспитателей;
— оценка воспитательных возможностей самого учреждения;
— определение качественно-количественных характеристик протекания подэтапов педагогической деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного;
— расчет длительности каждого этапа исправления;
— оценка степени включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.
В современных условиях развития образовательных учреждений как воспитательной системы с особой актуальностью встаёт задача создания рациональной единой системы мониторинга воспитательного процесса. Именно она позволит коллективу педагогов – практиков разного уровня по возрастающей выстраивать логику воспитательного процесса с неуклонным повышением его качества и эффективности.
В связи с этим возникает вопрос: что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого мониторинга? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представим себе в самых общих чертах суть процесса воспитания. В определении таких ученых, как Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, воспитание — это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно и мониторинг воспитывающей деятельности в образовательных организациях при исправительных учреждениях должен быть направлен на изучение личности обучающегося и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Исходя из приведенного выше определения, можно выделить четыре основных предмета мониторинга.
Первое. Это личность самого обучающегося — главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности обучающегося, можно охарактеризовать таким интегральным понятием, как личностный рост. Личностный рост (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.
Второе. Это коллектив обучающихся — одно из важнейших условий развития личности обучающегося. Влияние коллектива на обучающегося многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других — развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития коллектива, а также характер взаимоотношений обучающихся в коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометриии).
Третье. Это профессиональная позиция педагога — еще одно из важнейших условий развития личности обучающегося. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г.Алексеев, В.И. Слободчиков). В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту «отбывает повинность»); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно) Ответы на эти вопросы позволят пролить свет на те условия развития личности обучающегося, которые существуют в образовательном учреждении. Для этого можно использовать специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя, а также методику изучения профессиональных ориентированных педагогического коллектива в сфере воспитания.
Четвертое. Это организационные условия обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания, программное обеспечение процесса воспитания. Изучение этих организационных условий возможно на основе их экспертной оценки. Дело в том, что процесс воспитания настолько сложен и многогранен, что говорить о возможности точного математического измерения различных его параметров и их оценивания в баллах, очках и т,д. не приходится. Это, по меньшей мере, наивно и некорректно. Далеко не все в воспитании может быть изучено количественными методами. Именно в таких случаях и применим качественный анализ того или иного объекта экспертом.
Для создания рациональной и эффективной единой модели мониторинга воспитательного процесса в образовательном учреждении необходимо выработать алгоритм действий всех субъектов мониторинга – педагогов и обучающихся. Его можно представить таким образом:
- Определение цели и задач (стратегических и тактических) всей системы и отдельных компонентов единого мониторинга с учетом основных идей концепции развития образовательного учреждения.
- Выбор критериев и показателей для определения уровня развития отдельных компонентов воспитательного процесса: уровня развития ученического коллектива и воспитанности отдельных учащихся, уровня развития профессионально – педагогического мастерства учителей, повышение качества воспитательной работы и, разумеется, продуктивности развития всей воспитательной системы в целом. Очевидно, что для каждого компонента системы это будут свои показатели и критерии.
- Тщательный подбор методик исследования и подготовка диагностического инструментария (необходимого и достаточного «пакета школьных методик» исследования, бланков и протоколов для фиксации результатов изучения, специального оборудования).
- Выработка общей позиции, обучение и инструктаж всех участников мониторинга воспитательного процесса.
- Собственно процесс исследования учащихся, ученического коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Очень важно при мониторинге воспитания соотнесение содержания и методики. Условий исследования на настоящем и предыдущих этапах для получении результатов, позволяющих выявить динамику развития и принять адекватные управленческие решения по корректировке воспитательного процесса.
- Обработка полученных результатов исследования, их интерпретация, соотнесение с предыдущими этапами исследования; педагогический анализ и оценка, подведение общих итогов на основе коллегиального обсуждения результатов.
- Принятие управленческих решений по корректировке воспитательного процесса на всех уровнях (от личности каждого педагога и воспитанника до общешкольного коллектива обучающихся и педагогов, субъектов окружающей социокультурной среды). Нельзя забывать также и о проектировании дальнейших этапов мониторинга, и о корректировке используемых конкретных методик исследования.
Для того, чтобы мониторинговые исследования в области воспитания были эффективными, следует чётко определять, что за категория сферы воспитания будет выделена в качестве основного объекта изучения и отслеживания: воспитательное пространство, воспитательная система, воспитательный процесс, воспитательный результат и др. Именно от этого будет зависеть выбор критериев и показателей эффективности процесса воспитания, степень научной обоснованности мониторинга и практическая целесообразность.
Исходя из вышесказанного, в Норильском филиале при ИК-15 были определены следующие направления мониторинга воспитывающей деятельности:
- Сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного и эстетического потенциала (Методика Н.П.Капустина «Уровень воспитанности», тест «Направленность личности», методика С.М.Петровой «Ценностные отношения к жизни», диагностика позитивного мышления, тест «Адаптация во вновь сформированных классных коллективах»);
- Самоактуализированность личности (методика М.И. Рожкова для изучения социализированности учащихся, Г. Айзенк «Тест на самооценку», диагностика интеллектуальных качеств обучающихся, диагностика личностного роста обучающихся, диагностика самостоятельности обучающихся, тест по саморазвитию, тест «Направленность личности»;
- Сформированность классного коллектива (Социометрия «Сформированность индивидуальности классного коллектива», методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического коллектива», диагностика развития классного коллектива, диагностика И.М. Юсупова «Диагностика психологического климата в классе», диагностика И.В.Сенчуковой «Диагностика уровня самоуправления в классе»).
В заключении можно сказать, что мониторинг воспитывающей деятельности в образовательной организации при исправительном учреждении однозначно необходим. Потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности. Как мы знаем, воспитание и формирование личности взрослого человека, конечно, проходит сложнее. А в нашем случае, процесс воспитания осложняется еще и тем, что это еще и категория людей со «смещёнными» социальными установками.
Цель мониторинга одна — выяснить, насколько организованный в образовательной организации при исправительном учреждении процесс воспитания и как он способствует позитивным изменениям в личности обучающегося. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в учреждениях такого типа, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитывающей деятельности.
Литература
Ветошкин С.А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193137565&archive=1196815207&start_from=&ucat=&
Воспитательная работа с осужденными [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ufsin33.ru/index.php/deiatelnost-ufsin/zek
Воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/14729/14786/
Зубков А. И.. Стурова М.П. Исправительная (пенитенциарная) педагогика, Рязань, 1993. – 398 с.
Квеско Р.Б., Тюкульмина О.И. Введение в специальность «Социальная работа»: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002. – 83 с.
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М., 1999.
Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. — Псков, 1997.
Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. — М.. 1997.
Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. — Москва-Тула, 2002.
Григорьева AM. Педагог как профессиональный воспитатель — Тула, 1999.
Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. — М., 2000.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. — М.. 2000.
Современные ориентиры деятельности классного руководителя / Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. — Воронеж, 1997.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой. Н.Л,Селивановой, Е.И.Соколовой. — М., 1999.