Классный час: «Компромисс – слабость или сила».
Диспут «Компромисс – показатель слабости или признак зрелости личности?»
Педагог Кирилова Г.Х.
Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.
Задачи классного часа:
- определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”;
- рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;
- на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуацияхразрешая их справедливо и без насилия, без нанесения ущерба обществу и личности..
Основные понятия: конфликтология, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.
Дидактическое пространство:
схемы “модель конфликта”, “функции конфликта”,
алгоритм действия в конфликтной ситуации,
конфликтные ситуации, плакат «дерево»,
бумага в форме листьев, клеевые карандаши, фломастеры.
Эпиграф:
“Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”.
Польский сатирик Станислав Ежи Лец.
Проголосовать за одну из двух позиций с помощью цветных карточек, полученных при входе в зал:
- Компромисс – показатель слабости личности;
- Компромисс – признак зрелости личности
- Приветствие.
- Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Притча «Коробочка».Беседа
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое. идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Возникают ли у вас проблемы дома по поводу:
- невымытой посуды,
- уборки, стирки,
- занятий с младшими братьями и сёстрами,
- покупки необходимой вещи?
Все люди разные. У нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, пол, но и нравственные ценности. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Правила дискутирования:
- Не отвергай чужое мнение, а выражай свое.
- Говори за себя.
- Аргументируй.
- Активно высказывайся и отстаивай свое мнение.
III. Понятие «конфликт». Типы конфликтов.
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Без конфликтов невозможно развитие общества. Конфликты между людьми происходят постоянно по разным причинам и на разных уровнях. Существует извечная проблема — отношение к конфликту.
Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:
- участники конфликта (оппоненты);
- предмет конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться, нужен инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА
Исследователи различают типы конфликтов:
- внутриличностный (между долгом и совестью,…);
- межличностный (самый распространённый; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений и т.д.);
- между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности могут расходиться с таковыми у отдельных членов группы);
- межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
IV.Разыгрывание и обсуждение конфлитных ситуаций.
Рассмотрим конкретные жизненные ситуации.
(Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон).
- Ситуация 1:родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т.п. Как найти выход?
- Ситуация 2: некто А регулярно обращается к однокласснику Б с просьбой “Дай списать”.У них хорошие отношения, и Б не отказывает. Но каждый раз А за “творчески” списанное задание получает оценку выше, чем Б за то же задание, которое он решал самостоятельно. Это, впрочем, не останавливает А, и он в очередной раз приходит с той же просьбой к Б. Между ними назрел конфликт. Как из него выйти?
- Ситуация 3:родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (“Он плохой!”). Как выйти из ситуации?
- Ситуация 4:ты уверен, что ты, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, во сколько тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9 был дома!”. Как быть с этой проблемой?
(Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов, подводятся итоги, делается вывод)
- V. Искусство компромисса.
Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, т.е. такого решения, когда каждая из сторон идёт на частичные уступки для общего удобства.
Компромисс –это соглашение на основе взаимных уступок.
Компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре.
Психолог К. Томас для описания поведения людей во время конфликтов предложил двумерную модель, в которой основными измерениями являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
И в этих двух измерениях К. Томас выделяет пять способов управления конфликтами
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
- соперничество
- сотрудничество
- компромисс
- избегание
- приспособление
Сейчас мы с вами попытаемся с помощью опросника К. Томаса определить, какой из них предпочитает выбирать каждый из вас.
Каждый получает карточку (приложение 2), в которой будет делать отметки в одном из столбиков в зависимости от сделанного выбора.
Вам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для вашего поведения. Необходимо обязательно сделать один и только один выбор.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить в одном, чтобы добиться другого.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь выяснить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
А. Я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к опроснику
№ | Соперничество
I |
Сотрудничество
II |
Компромисс
III |
Избегание
IV |
Приспособление
V |
1 | А | Б | |||
2 | Б | А | |||
3 | А | Б | |||
4 | А | Б | |||
5 | Б | А | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | А | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | Б | А |
Итак, К. Томас выделяет следующие способы управления конфликтами :
- Соперничество(соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
- Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; это “демократичный стиль”, вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
III. Компромисс; с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом.
- Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
- Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете” добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха;
при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как оба вынуждены идти на уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Как вы думаете, какая модель поведения характерна для конфликтных людей?
Для неконфликтных?
А теперь попробуйте дать человеку, относящемуся к одному из этих типов, 3 добрых совета, которые помогли бы ему в общении.
Работаем коллективно по группам.
Попробуем подвести итоги, повторим голосование.
- VI. Понятие толерантности.
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности. Это свойство толерантной личности.
Толерантность определяется как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
- терпимость, сдержанность по отношению к особенностям других людей.
Я хочу вам посоветовать диету для тех, кто хочет стать толерантным. Эта диета поможет вам избавиться от злобы, зависти, эгоизма. и нетерпимости.
Проживите хотя бы одну неделю на этой диете
Понедельник | Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми. |
Вторник | Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение. |
Среда | Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя. |
Четверг | Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе. |
Пятница | Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим спокойным голосом. |
Суббота | Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга. |
Воскресенье | Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним. |
Толерантность — привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться по пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
Добиваясь своей цели, мы должны учиться через компромисс и толерантность сотрудничать. Несмотря на то, что все мы разные, мы не просто должны быть готовы к этому, а обязаны сотрудничать, находить пути понимания друг друга, защищая свои интересы и не нанося вреда другим.
VII.Творческая работа «Дерево толерантности».
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством торантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Затем листочки приклеиваются на дерево).
VIII.Итоговая беседа
- Что нового для себя вы узнали сегодня?
- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
- Можно ли жить без конфликтов?
- Какой способ выхода из конфликта вы считаете самым разумным?
ЗАПОМНИ!
- Лучший способ выйти из конфликта – это разрешить его (ликвидировать) с позиции разумности и справедливости, считаясь с моралью, законами общества и помогая общему благополучию.
- Если конфликт не разрешать, то он, как снежный ком, накапливает проблемы и может привести к войне, драке или преступлению, от которых могут пострадать многие люди.
- Самый разумный способ разрешения конфликта – это компромисс, т.е. выход из конфликта путём взаимовыгодных уступок.
- Ищите добро в других, слушайте другую сторону, прежде чем выносить собственное суждение.
- Будьте готовы пересмотреть свою позицию, если вы не правы.
- Обдумывайте свои поступки.
- Не угрожайте и не унижайте других, используйте неожиданность и юмор.
- Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу – совести. Стройте свои отношения на честности, уважении и заботе.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношение с людьми, с которыми встречаетесь.
Глаза у нас намного выше ног:
В том смысл я вижу и особый знак.
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.
Р.Гамзатов
IX.Заключительное действие. «Техасские объятия».
Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают её к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
Раздаются слова песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать».
Все вместе поют.
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не стоит опасаться
Давайте говорить
Друг другу комплементы.
Ведь это все любви
Счастливые моменты
Давайте горевать
И плакать откровенно
То вместе, то поврозь,
А то попеременно
Не нужно придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз,
Не ошибаться снова
Давайте жить, во всем
Друг другу потакая.
Тем более что жизнь
Короткая такая.