Норильский филиал КГКОУ КВСОШ №11
Классный час на тему: «Конфликт и пути его разрешения»
Цели:
познакомить обучающихся с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов;
способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать обучающихся к сотрудничеству и взаимопониманию.
Развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Воспитывающие – формировать доброжелательные отношения между одноклассниками.
ПРИЕМЫ: слово учителя, устное сообщение учащихся, коллективная форма познавательной деятельности, театрализация, работа с тестом, обработка результатов тестов, сопоставительный анализ, рефлексия.
Форма проведения: час общения.
Оформление: Эпиграф на доске «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу», таблички с незаконченным предложением: «Причиной конфликта было то, что ……..», «Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение».
Организационный момент
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. Обучающимся дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
— Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
— Почему?
— Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
— Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)
— Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
— Можно было избежать конфликта? (можно)
— Как? (ответы уч-ся)
Сегодня я хочу поговорить с вами о причинах конфликтов и путях их решения. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?
Обучающиеся – Ссора, хлопанье дверью, драка, спор, слезы, крик, неприязнь и т.д.
К.Р. – Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.
- Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящих иногда к вооруженному столкновению.
- Столкновение, серьезное разногласие, спор.
(Ожегов С.И.)
Беседа по теме.
Кл. рук. Приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чём это заключалось?
Примерные ответы обучающихся: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.
Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят?
Обучающиеся: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?
Обучающиеся:
Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Как их избежать? Как прекратить «расхлёбывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
— А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что……»
Ответы обучающихся:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.
Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
К.Р. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта
- РАЗРЫВ.
- АГРЕССИЯ.
- УНИЖЕНИЕ.
- ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.
- НЕДОВОЛЬСТВО.
- НЕСОГЛАСИЕ.
А что же такое конфликт?
Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Работа в группах: обсуждение
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
— Кто участвует в конфликте?
— Кто виноват в конфликте?
— Каковы позиции участников конфликта?
Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.
Ответьте на вопросы:
— Что такое конфликт?
— Почему возник конфликт?
— Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
Группа студентов собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из студентов, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.
Ответьте на вопрос:
Благодаря чему удалось избежать конфликта?
Рефлексия:
- Конфликтный ли Вы человек?
- Стали ли Вы лучше понимать причины и способы разрешения конфликтных ситуаций после классного часа?
- Каким образом Вы обычно решаете конфликты?