Норильский филиал Краевого Государственного Казенного
общеОбразовательного Учреждения
«Краевая вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа №11»
Классный час
Тема «Совесть – это болезнь или главный лекарь»
Классный час подготовил
Фролов А.Ю.
Норильск, 2021г.
Цели: Осмысление таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;
Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать обучающихся к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Задачи:
Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство со значением слова «совесть»;
Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;
Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.
Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.
Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.
Ход классного часа
- Организационный момент
Добрый день….
У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. (Жить в ладу со своей совестью.)
- Сообщение темы и цели занятия
- Кто из вас догадался, какая тема нашего классного часа?
- А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить.
- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут жить в ладу со своей совестью.
Слова классного руководителя
Совесть — это защитные доспехи, предохраняющие душу от повреждений, болезней и гибели. Боль души от мук совести — это боль исцеления, а не болезни. Если вы совершили поступок, за который стыдно, то это означает, что душа способна сохранять свою целостность и силу. Муки совести — это профилактика мыслей и поступков, которые разрушают человека. Так что совесть — это не только лекарь, она индикатор здоровья человека.
Звучит музыка (фрагмент сонаты №2 Бетховена)
Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно .Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным.
Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.
«Совесть без зубов, а грызёт»
«У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»
А какие пословицы и поговорки о проявлении СОВЕСТИ вы знаете?
(обучающиеся называют)
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.
Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Вот что писал о совести поэт Жуковский:
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!
Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть». Что же такое совесть?
(Высказывания обучающихся)
А сейчас, я хотел бы вас познакомить со стихотворением поэта Н.И. Рыленкова «Совесть», которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё ровно — шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать – с ней нелегко живётся,
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливый издавна зовётся
В народе русская душа.
Совесть- это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.
Анкета для обучающихся
Мораль. Долг и совесть.
- Верны ли следующие суждения о морали?
А. Моральные нормы возникли с появлением государства.
Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Принцип: «Спешите делать добро»,— является:
1) законом науки
2) нормой права
3) предписанием морали
4) правилом этикета
- Призыв «Каждый день делайкакое-то доброе дело» относится к области
1) науке
2) искусству
3) образованию
4) морали
- Верны ли следующие сужденияо нравственных ценностях?
А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.
Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б. Нормы морали устанавливаются государством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения освободе совести?
А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь определённые убеждения.
Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Прочитайте приведённый ниже текст,каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Януш Корчак был не только педагогом, но и директором дома сирот.
(Б) Как известно, в 1942 году он отправился вместе со своими воспитанниками в концлагерь.
(В) Бесспорно, поступок знаменитого педагога и писателя останется в памяти человечества навсегда.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А | Б | В |
- Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм.
1) создаются государством
2) предполагают юридическую ответственность
3) определяют границы дозволенного
4) регулируют общественные отношения
Черты сходства | Черты отличия | ||
(анализ анкеты)
Итоги классного часа.
Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.
«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».
Пример, вроде, банальный, но я наблюдаю это почти каждый день.