Норильский филиал КГКОУ «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11»
Разработка классного часа:
«Совесть — это болезнь или главный лекарь»
Подготовил
Учитель физической культуры и ОБЖ
Мусиенко Е.М.
Норильск 2020
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».
Фома: классный час – размышление.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель.
Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, учащиеся могут подобрать поговорки, пословицы высказывания о совести.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «Совесть» — ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.
Далее учитель предлагает учащимся высказать свою точку зрения на определения совести, на пример:
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)
Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)
Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж.Ж.Руссо)
Уместно будет выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.
Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?
Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяется совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.
Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?
❖ Бедности своих родителей?
❖ Неряшливого вида?
❖ Аккуратной, но не модной одежды?
❖ Пренебрежения к окружающим?
❖ Грубости по отношению к людям?
❖ Высокомерия?
❖ Чего-то еще?
У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
А что значит – поступать по совести?
Упражнение «Нравственная дилемма»
(работа в микрогруппах по 2 – 3 человека)
Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точу зрения:
- В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
- Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?
- Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.
- Вы покупаете в магазине хлеб, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?
Слово классного руководителя: Вот перед нами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.
НАЕДИНЕ С САМИМ СОБОЙ.
Ты размышляешь над тем, что совершил;
Эта мысль тебя преследует;
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
Ты исправляешь положение
Наступает мир с самим собой.
Слово классного руководителя: Как вы думаете, для чего нужна человеку совесть?
(Чтобы жить в мире с самим собой)
Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.
Слово классного руководителя: Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не, по совести. Выберите эти качества, дополните их список.
Слово классного руководителя: Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья — совесть, помогает вам различать добро и зло.
А закончить сегодняшний разговор мне бы хотелось строками из стихотворения Э. Асадова:
В мире столько всяческого зла.
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты, когда — то совершил.
Рефлексивный этап.
Закончить классный час можно строками Булата Окуджавы.
Совесть благо, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Совесть, благородство и достоинство…
Слово классного руководителя: Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор.