Норильский филиал КГКОУ КВСОШ №11
Классный час в 11 «Б» классе
Тема:
«Совесть – болезнь или главный лекарь»
Классный руководитель
11 «Б» класса:
Токарев Ю.П.
г. Норильск
2021
Совесть – это наш внутренний судья.
(П.А.Гольбах)
Цель:
Помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»
Задачи:
-формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,
-побуждать обучающихся к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Форма: личностно-ориентированный классный час — размышление.
Оборудование и материалы: толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова.
Ход классного часа
- Организационно-мотивационный момент.
Классный руководитель (читает начало стихотворения):
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросил их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..
Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?
Ответы обучающихся: самые главные (по их мнению)качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?
Классный руководитель (продолжает чтение стихотворения):
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонился, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонился в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
— Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
- Актуализация первичного опыта.
Слово классного руководителя: Как вы понимаете значение этого слова?
(Свободные высказывания обучающихся) Давайте обратимся к словарям.
Выступление учащихся, подготовивших сообщения по словарным статьям
словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.
1 ученик: В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Слово классного руководителя: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).
2 ученик: В словаре В.И. Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».
- Актуализация обогащаемого опыта.
Слово классного руководителя: В словарной статье В.И. Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?
Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.
Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.
- Как не мудри, а совести не перемудришь.
- От человека утаишь, от совести не утаишь
- Волосом сед, а совести нет.
- Платье черненько, да совесть беленька.
- Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
- Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
- Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
- Совесть — не повесть: в архив не сдашь.
- У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
- Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.
- Есть слезы — есть и совесть.
- Говори по делу, живи по совести.
Слово классного руководителя: Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть». (Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо). На какие две группы можно разделить все эти слова по значению? (по наличию или отсутствию совести).
Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра. Ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете? (Ответы обучающихся, обсуждение в классе)
А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет? (Ответы обучающихся, обсуждение в классе)
- Актуализация закрепляемого опыта.
Слово классного руководителя: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?
(Учащиеся высказывают свою точку зрения)
Слово классного руководителя: Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? (ответы учащихся)
Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не по совести. (ответы учащихся)
- Рефлексивный этап.
Слово классного руководителя: Можно ли развивать свою совесть?.. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы (Санина)(Притчу читает заранее подготовленный ученик).
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…
— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!
— Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ — молчание. Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:
— Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце:
— Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: монах Варнава (Санин)