Особенность школы закрытого социума заключается в том, что ученики как бы существуют в двух пластах: осужденные исправительного учреждения и учащиеся вечерней школы.
Наши ученики выпадают из социально–образовательных норм и весьма разнородны по вариантам дидактической запущенности, по социальному и возрастному составу, развитости учебно – познавательных способностей , мотивации учебной деятельности и по иным показателям социализации.
Необходимость повторного включения личности в учебный процесс с учетом социально–психологических следствий разрыва в учебе и особого социума исправительного учреждения, восстановление учебного поведения учащихся на минимальном уровне, формирование позитивной мотивации к учебной деятельности и навыков самостоятельной познавательной работы – это лишь неполный перечень сложных задач эффективной организации процесса обучения и перевоспитания личностно зрелых школьников.
Стратегией организации образовательного процесса является фасилитизация — помощь и стимулирование саморазвития личности. Актуальным становится не процесс научения, не ЗУНы как результат этого процесса, а учение и самообразование, при котором ЗУНы становятся средством развития и саморазвития личности.
Хочу представить на примере своего предмета «Английский язык» некоторые виды заданий для развития универсальных учебных действий в старшей школе, с учетом специфики контингента школы при колонии, а именно с учётом особенностей развития личностной и познавательной сфер.
Как известно УУД состоят из четырех блоков:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
- Личностные учебные действия, являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, желание осваивать новые виды деятельности, желание участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм).
Для развития личностных учебных действий можно использовать такие задания:
— найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы;
— работа с интересными текстами на актуальные темы, обсуждение телепередач;
— ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц;
— выполнение проектов, создание постеров;
— тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.;
— обсуждения поведения персонажей текстов и их действий.
- Регулятивные учебные действия(это способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).
Для развития регулятивных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
— прочитайте начало рассказа и придумайте продолжение;
— посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь в тексте;
— «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»;
— поиск лишнего слова, выделение слов синонимов ( антонимов);
— «Установи правильный порядок предложений в тексте»;
— «Расположи части текста в логическом порядке»;
— «Подбери к каждой части текста заголовок».
III. Познавательные учебные действия (направленны на развитие и оценку умений и навыков способствующих освоению систематических знаний, на развитие и оценку навыка разрешения проблем).
Для развития познавательных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
— прочитайте отрывки из текста и соедините их в логическом порядке;
— озаглавьте прочитанный текст, аргументируйте свой вариант;
— сравните тексты и укажите их различия;
-вставить недостающие слова;
— завершить предложение;
-заполнить таблицу;
-сгруппировать слова по указанному признаку;
— к группам слов подобрать обобщающие слова;
-найти страноведческий материал по теме… ;
— привести примеры из вашей жизни, доказывающие, что…;
— придумать логическое завершение рассказа;
— прочитать текст и сказать, какой из предлагаемых планов текста наиболее точно отражает его содержание;
-разработать мини-проект на тему …;
-сказать, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях.
- Коммуникативные учебные действия (направлены на развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).
Для развития коммуникативных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
— составить/ инсценировать диалог по теме (по образцу или без);
— подготовить контрольные вопросы по теме;
— провести анкетирование по заданной теме;
— дополнить словарный минимум по теме, используя словари;
— составить монолог по образцу на тему…
Итак, наши приоритеты — это создание условий для мотивации познания мира и себя, развитие умений и навыков, выявление и развитие способностей. Необходимо учитывать уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживать результаты текущей подготовки. Это позволит нам рационально подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения.