Доклад решение УДД обучающихся СОО СКАЧАТЬ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОБУЧАЮЧИХСЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ КОНТИНГЕНТА ШКОЛЫ
ПРИ КОЛОНИЯХ
Галимов Р.М., учитель информатики
НФ КГКОУКВСОШ №11
г. Норильск
2020
- Цель программы развития УУД СОО— обеспечить организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы приобретенные компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах.
- В соответствии с указанной целью примерная программа развития УУД среднего общего образования определяет следующие задачи:
- – организацию взаимодействия педагогов и обучающихся по совершенствованию навыков проектной и исследовательской деятельности;
- – обеспечение взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по совершенствованию владения УУД;
- – включение развивающих задач, способствующих совершенствованию УУД;
- – обеспечение преемственности программы развития универсальных учебных действий при переходе от основного общего к среднему общему образованию.
На уровне среднего общего образования в соответствии с цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения новых задач.
Основные требования ко всем форматам урочной и внеурочной работы, направленной на формирование универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования:
– обеспечение возможности самостоятельной постановки целей и задач в предметном обучении, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
– обеспечение возможности самостоятельного выбора обучающимися темпа, режимов и форм освоения предметного материала;
– обеспечение наличия образовательных событий, в рамках которых решаются задачи, носящие полидисциплинарный и метапредметный характер;
– обеспечение наличия в образовательной деятельности событий, требующих от обучающихся предъявления продуктов своей деятельности.
Для удобства анализа универсальные учебные действия условно разделяют на регулятивные, коммуникативные, познавательные. В целостном акте человеческой деятельности одновременно присутствуют все названные виды универсальных учебных действий. Они проявляются, становятся, формируются в процессе освоения культуры во всех ее аспектах.
Преимущества учебного предмета «Информатика и ИКТ»
для успешного развития УУД
Информатика имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличием специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы учителем.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.
Познавательные УУД
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
В состав познавательных УУД можно включить: умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например, планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием. Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат -моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент. Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем. Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например, знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе. Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне — построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций. Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Коммуникативные УУД
Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой. Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики: владение формами устной речи — монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта; ведение диалога «человек» — «техническая система» — понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды; умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации; владение средствами телекоммуникации для организации общения с удаленными собеседниками; понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе — формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне; умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в глобальной компьютерной сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов — существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.
Регулятивные УУД
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с требованиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. В деятельностной форме суть регулятивных действий можно как умение формулировать собственные учебные цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т. п.; умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Заключение
Овладение УУД ведет к развитию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное развитиеУУДс заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность. Развитие УУД обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Регулятивные УУД
Составляющие
|
Типы заданий
|
Целеполагание
Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция
|
• взаимоконтроль и взаимооценка;
• задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; • задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, • задания, содержащие элементы исследовательской деятельности; • участие в проектах, диспутах; • задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию; • поиск информации в предложенных источниках; • парная и коллективная деятельность, • дифференцированные задания, • «творческие задания», • тренинговые и проверочные задания.
|
Познавательные УУД
Составляющие
|
Типы заданий
|
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.
|
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.
|
КОММУНИКИВНЫЕ УУД
Составляющие
|
Типы заданий
|
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
• составь задание партнеру;
• отзыв на работу товарища; • групповая работа по составлению кроссворда; • «отгадай, о ком говорим»; • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); • диспуты; • «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.
|
К обязательным условиям успешного формирования УУД СОО относится создание методически единого пространства внутри образовательной организации как во время уроков, так и вне их.