Предмет:Родной язык (русский).
10 класс.
Тема : Культура речи
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
— создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
— воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
— помочь осознать ценность совместной деятельности;
— воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
метапредметных результатов:
— Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
— Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
— Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
предметных результатов:
— формирование понятия о культуре речи, ее признаках.
— формирование умения исправлять орфоэпические, лексические, морфологические ошибки.
— совершенствование речевой культуры обучающихся.
1.Орг. момент. Вступительное слово учителя.
(Учитель с одним из обучающихся инсценирует стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)
- Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
- Чо?
- Смотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
- Где?
- Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!..
- Ну?!
- Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
- Гы!..
- И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш…
- Врёшь!
- Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
- Ха!..
- А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожаньи рос…
- Брось!..
- Да погоди! Почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
- Псих!..
- Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не понять снега?..
— Ага!..
____________________________________________________________________________
— Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Иногда я мечтаю о том, чтобы создать такой волшебный элексир, приняв который, человек бы сразу стал так говорить, чтобы из его уст не вылетали слова-сорняки, пустые фразы, нецензурные выражения, а лилась бы чистая, богатая русская речь. Предлагаю вам сегодня поучаствовать в лингвистическом исследовании, провести несколько экспериментов, которые помогут изобрести чудодейственное средство. Согласны?
- Самоопределение в деятельности.
-Прежде чем что-то исследовать, надо понимать важность предстоящего дела, его актуальность. Обратимся к мудрым мыслям великих людей. Вот что они говорили по поводу предмета нашего исследования. Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить, над чем же нам предстоит работать.
(на доске записаны высказывания)
«Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)
«Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский)
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-
чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.
(К. Г. Паустовский.)
(обуч-ся высказывают свои предположения)
— Итак,предмет нашего исследования, тот самый элексир – это культура речи. Это и будет темой нашего урока. (Обуч-ся записывают тему урока)
— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи ).
Наш волшебный элексир, как и всякий лекарственный препарат, является смесью разных компонентов. Мы должны определить, что это за компоненты, для чего они необходимы, как они сочетаются в разных речевых ситуациях. Итак, приступаем к нашему исследованию. Результаты каждого эксперимента заносятся в оценочные листы (учитель дает инструкцию по заполнению оценочных листов)
- Учебно-познавательная деятельность +
интеллектуально-преобразовательная деятельность.
— Каждый этап исследования включает 2 шага: эксперимент (наблюдение, анализ, трансформация материала) и вывод.
Эксперимент 1.Работа с текстом (сжатие текста) Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться.
( варианты сжатого текста:
Текст 1. Проснулась рано, вставть неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.
Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)
(Обучающиеся делают выводы)
Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата. Таким образом, одной из главных составляющих культуры речи является ее содержательность.
(Содержательность)
— Если в речи нет этого компонента, она становится пустословием, болтовней (Пустословие )
Эксперимент 2. (проблемная ситуация)
Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(на доске)
Предоставить отпуск ввиду болезни.
Предоставить отпуск вследствие болезни
(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)
Одеть на встречу смокинг.
Надеть на встречу смокинг.
Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)
Вывод: следующий компонент культурной речи: точность, логичность.
Эксперимент 4. ( Групповая работа).
Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи
«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»)
— Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.
Вывод:следующая составляющая культурной речи – правильность.
Прежде чем вы приступите к эксперименту, необходимо проверить вашу теоретическую подготовленность.
Опрос:
— Какие нормы литературного языка вы знаете? ( Приложение №1)
— Чтобы исследовать больше языковых явлений, разделимся на 3 группы. Каждая из групп будет анализировать различные высказывания, очищать их от вредных примесей и редактировать в соответствии с нормами русского языка.
(класс делится на группы 3 и выполняем задания по всем нормам. Помощники словари, Приложение №2). Самопроверка (оценивает сосед по парте).
Эксперимент 5.(Анализ текста).
—Послушайте диалог (ученики читают по ролям)
- Димка, ну чё, прочитал?
- Прочитал.
- Прикольно или стрёмно?
- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
- Вот лох!
- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
- Ух ты!
Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега…
О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной?
Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)
— что такое сленг?
ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.
СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.
— К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.
Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, обратимся к словарику, составленному…
Не впадло вам стрематься за невъездом в тусовуюфеню. Спешел-фор-ю заморочиласьпрофа из под кликухи Никита и не хилуюбукварилу замутила(«сабо-самой», не без нашего хелпаря). Так что вяжите крошить батон на уши про непрохилую и недотопу. Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свойбэзер мы пишемся. Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.
Лично мне в этом тексте непонятна большая половина слов. Предлагаю вам стать переводчиками подобного текста — Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому, чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно, необходимо следить за чистотой речи.
Вывод: еще одним компонентом хорошей речи является чистота.
Эксперимент 6. (Творческая работа. Мини-сочинение) Мы с вами составляющие нашего волшебного элексира. Можно ли считать, что наше исследование подошло к концу? Я думаю, что не совсем. Представьте себе ситуацию: скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ.
(«Лето. Море. Жара. Чудесно!») казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной.
Вывод: необходимым элементом культурной речи является выразительность.
(«Выразительность»)
Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Я думаю, что эта мелодия поможет вам настроиться на нужную волну. Вперед! К творчеству! (Под морскую мелодию ученики пишут мини-сочинение.)
- Рефлексия.
— Наше исследование подошло к концу. Экспериментальным способом мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи. А это значит, что при желании любой из нас может стать обладателем чудесногоэлексира, который преобразит нашу речь. К сожалению, это не может произойти в одну секунду, но «терпение и труд все перетрут». Настало время подвести итоги.На оценочных листах вы оценивали свои знания и этапы урока (Приложение №3). Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение с помощью лестницы настроения.
Заключительное слово учителя: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.
ПРИЛОЖЕНИЯ :№1
№ 2
Задание №1. Расставить ударения. Объяснить лексическое значение слов «феномен», «эскорт», «ходатайство».
(феномен — человек или явление, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении;
Эскорт – сопровождение;
Ходатайство — официальная просьба или представление, адресованное государственным органам (общественной организации) вышестоящей инстанции)
Фено́мензвони́т по среда́м,
Приня́вдогово́р по года́м,
Он о́тдалэкспе́ртамэско́рта
Хода́тайствоаэропо́рта.
Задание №2. Вы пришли к вашей первой учительнице. Ребятам надо помочь запомнить, как правильно ставить ударения в словах. Помогите им. Расставьте ударения в выделенных словах. Подберите имя девочки, чтобы сохранилась рифма.
1. Как у нашей (имя девочки)
Есть в полоску шарфы!
Есть в горошек банты!
Красавица наша (имя девочки)!
- Срубили …, сорвали щавель.
Долго ели торты —не налезли ………!
Задание № 3.В одном из приведенных ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Наш зритель способен оценит настоящее искусство, отличить его от ПОДДЕЛКИ.
Господин Белуга никогда не отказывал своей НЕОГЛЯДНОЙ дочке.
Павел сидел за круглым столом, накрытым ЦВЕТАСТОЙ скатертью.
У взрослых нерп с ГОДОВАЛОГО возраста с началом ледохода начинается линька.
Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ пират.
Задания № 4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите правильно.
ПРОПОЛОЩИ бельё
С ПЯТИДЕСЯТЬЮ СЕМЬЮ пассажирами
БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ вариант
ОТКУПОРИТЕ банку
Пора летних СУМЕРЕК
Задание № 5. В приведенных ниже отрывках из романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.
Укажите их современные нормативные варианты.
- Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
- Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь…
- Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
- К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
Приложение № 3.
Лист самооценки
Ф.И. ученика Класс__________________________________________
У каждого ученика листок с двумя шкалами.
Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
- Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?
Лист самооценивания работы на уроке
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Итог:
+ понял (при подсчете равен 1 баллу)
— не понял при подсчете равно 0)
/ — не все понял (два таких значка при подсчете в сумме равны одному плюсу — баллу)
Я понял:___________________________________________________
Особенно мне удалось:___________________________________________________
У меня не получилось_________________________________________________
Что нужно сделать, чтобы получилось_________________________________________________
Мне нужна помощь:___________________________________________________